Главная  Биография  Творчество  Фото  Статьи  Воспоминания
 
 
 
Памяти Григория Гурвича

Григорий Гурвич был по образованию режиссером драматического театра, но об этом мало кто помнил. Помнили и знали другое. Гурвич — потрясающий мастер конферанса и лучший постановщик капустников. В родном Баку он возглавлял команду КВН. Поступив в ГИТИС, стал ставить всякие праздничные {особенно новогодние) представления для Дома актера. На эти представления попасть было сложнее, чем на самые известные московские спектакли. Их записывали на кассеты, а лучшие шутки передавали из уст в уста. Потом, уже в середине 80-х, Гурвич решил, что «капустное» дело надо ставить на широкую ногу, и создал театр с программным названием «Летучая мышь». Его предшественник — создатель первой «Летучей мыши» Николай Балиев — тоже, кстати, был взращен на почве драматического театра. И не какого-нибудь, а МХАТа. Гурвич собирался стать продолжателем балиевской традиции, но с первых же шагов в их эстетических платформах наметились расхождения. Выросшая из мхатовских капустников, «Летучая мышь» начала века долгое время оставалась замкнутым артистическим кружком, В ней царил дух интимности. Пародии и миниатюры строились на шутках для посвященных. Гурвич сразу придал своему делу размах. Он шутил не для своих, а для всех, а дробный капустник пытался превратить в единый спектакль. Эти спектакли-капустники претерпели в конечном итоге удивительную трансформацию. В последние годы, когда у Гурвича появилась наконец своя постоянная площадка (Театр Киноактера), его представления стали все больше напомнинать бродвейские мюзиклы. Жанр этот в нашей табели о рангах считается почему-то низким. Даже ниже капустников. Но поставить талантливо мюзикл не легче, а может быть, и сложнее, чем драматический спектакль. Недаром хорошие режиссеры у нас есть, а хороших шоумейкеров днем с огнем не сыщешь. Начинание Гурвича было совершенно новым не только для него самого, но и для всей русской зрелищной традиции. Как мастера капустников, его никто из ныне живущих не превзошел, как постановщика такого рода шоу - и превосходить-то в России некому. Он оказался в этом деле первым. Не исключено, что окажется единственным.

Отдел культуры.