Главная  Биография  Творчество  Фото  Статьи  Воспоминания
 
 
 
Ничего не надо откладывать на завтра, ничего!

Когда осенью позапрошлого года Гриша Гурвич торжественно отмечал свой юбилей, признаюсь, меня одолевали сомнения: ну куда так торопиться, ведь всего-то сорок лет!
Теперь, когда его не стало, думаю, а может быть, он что-то предчувствовал, предвидел?
Я знал его примерно лет двадцать, с тех пор, как он появился в молодежной секции Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной. У них была своя дружная компания, где Гриша безусловно задавал тон. Нет, он не был старше других по возрасту. Просто в его характере, видимо, изначально были заложены гены лидерства. Впрочем, без таких качеств поступать на режиссерский факультет не имеет никакого смысла.
Сперва Гриша и Ко принимали участие в театральных приветствиях по случаю всевозможных юбилеев. Затем им захотелось сделать свой капустник — это уже следующий этап. Наконец нас пригласили на открытие Театра-кабаре «Летучая мышь», который работал когда-то в Москве под руководством мхатовского актера Никиты Балиева, на затем навсегда покинул пределы столицы.
Первый спектакль воскрешенного Театра «Летучая мышь» Григорий Гурвич решил посвятить истории своих предшественников. Это был благородный поступок, определенная акция, свидетельствовавшая о том, что ничто не проходит бесследно. Затем было еще несколько спектаклей. И вот в минувшем сезоне, к десятилетию новой «Летучей мыши» театр сам себе сделал царский подарок и выпустил спектакль под названием «Великая иллюзия», вобравший в себя лучшие эпизоды из знаменитых оперетт и мюзиклов XX столетия.
Пожалуй, это был первый удачный опыт в создании подобного представления. С настоящим оркестром, в замечательном оформлении, а главное — с великой профессиональной труппой — отлично поющей, танцующей, играющей. Такого грандиозного зрелища мы никогда прежде не видели. Со дня премьеры «Великая иллюзия» идет постоянно с аншлагами, каждый раз превращаясь в праздник для всех, кто находится на сцене и в зале. Мне захотелось поддержать спектакль, но газета, в которую я передал свой отзыв, как обычно, не слишком спешила с его публикацией. Раньше подобная неторопливость объяснялась необходимостью согласования мнения автора с точкой зрения многих инстанций. Теперь, похоже, вне очереди печатаются рецензии, у которых есть мощная спонсорская поддержка, а я уже как-то привык по-старому...
Но все-таки дошел черед и до моего материала. Буквально на другой день из больницы мне позвонил Гриша Гурвич:
— Спасибо большое за добрые слова! Но я хотел бы узнать, вы действительно так довольны нашим спектаклем или кое-что надо отнести за счет моей болезни? — А когда узнал, что его болезнь не имеет никакого отношения к моей рецензии, с облегчением добавил:
— Ну, тогда это вдвойне приятно...
Разумеется, мне и в голову не могло тогда прийти, что мы разговаривали в последний раз. В октябре мы виделись с Любой — не просто с женой, но и с добрым Ангелом и верным оруженосцем Гриши. Она была полна оптимизма. И вот... Ничего не надо откладывать на завтра, ничего!...

Борис ПОЮРОВСКИЙ. «Дом Актера». Декабрь 1999 г.